Женева 2008

Ну хорошо, автомобили уже научились плавать и Rinspeed sCuba Concept – этому пример. Но, побывав на 78-м Международном автосалоне в Женеве, Антон Шмеркин понял, что пока машины не начнут еще и летать, мы – в автомобильном тупике.

Такая огромная дверь, как у Maybach Landaulet, не задумана для того, чтобы задний пассажир закрывал ее за собой сам. Погрузившись в кресло, я понимаю, что дотянуться до дверной ручки широко распахнутой тяжеленной калитки просто невозможно. Ладно, пусть болтается. Вокруг меня лакированные панели, будто украденные у клубного пианино «Украина», кожа, хром, массажер… Крыши нет: 612-сильный «Ландулет» на базе Maybach 62S задуман как «божественное откровение роскошной езды на свежем воздухе». Но чем больше времени я провожу в сверкающем достатком салоне, тем неуютнее мне становится. Это машина-гостиная, машина-музей, где, выдав тебе войлочные тапочки, вахтерша зорко следит, чтобы ты, не дай бог, не колупнул драгоценную краску XVI века.

Выйдя обратно на малиновый ковролин женевского Pal Expo, я c облегчением расправляю плечи. Оглядываюсь по сторонам. Автомобильные издания в этом году будут пестреть заголовками типа «Минимализм», «Доступность», «Чистота» и, конечно же, «Потери». Тем, у кого «в супе не густо», невдомек, как страдают бедные автомобильщики, жемчуг которых мельчает с каждой очередной сводкой DOW Jones. То бишь американские автомобильщики. Европейские, если не считать Alfa Romeo, продажи которых упали на 42,8% в первом квартале 2008 года, и Jaguar, продавшего в Европе всего около 1700 единиц, в принципе, чувствуют себя относительно неплохо. Но европейские правительства хотят все больше и больше денег за возможность разъезжать в роскошном, мощном и экологически грязном (по их мнению) автомобиле. В результате президент Porsche Венделин Вейдекинг судится с мэром Лондона Кеном Ливингстоном (у которого, кстати, даже нет водительских прав, но зато в гараже имеется запыленный Toyota Prius) из-за налога на въезд в центр, а поршевские инженеры рвут на себе волосы, пытаясь вычислить, как, не поправ законы физики, сохранить лошадиную силу и в то же время уменьшить выброс СО2 в атмосферу с 300 г на 1 км до 130 г к 2012 году.

Словом, нынешняя Женева – это не «Быстрее, выше, сильнее», а «Лучше меньше, да лучше». И не просто «лучше». Если вам когда-нибудь приходилось, стоя на железнодорожной платформе, сверять по секундам прибытие поезда SBB, вы представляете себе, насколько гениальны швейцарцы во всем, что касается мероприятий, и Международный автосалон в Женеве – не исключение. Даже при почти полном отсутствии премьер откровенных суперкаров директор шоу Рольф Штудер умудрился сохранить неповторимый сексапил Женевского салона, в 78-й раз показав миру на что способны помешанные на автомобилях адвокаты, инженеры и пиарщики, очутившиеся в одном конференц-зале.

К сожалению, адвокаты, инженеры и пиарщики в последнее время уходят в недостижимый отрыв от дизайнеров. Все больше на женевских подиумах невзрачных авто, скрывающих свою гениальность в подробных пресс-релизах. Все меньше в Женеве концептов, при одном виде которых захватывает дух… Что? Quaranta? «Куаранта» – так произносится? В «куарантин» ее! Такое впечатление, что мэтр Джиуджиаро не стал возиться с придумыванием, а выцепил из своих архивов нечто 20-летней давности. И даже 3.3-литровый гибрид от Lexus RS400h c серединной компановкой не спасает впечатление: если Quaranta – взгляд в будущее, то уж лучше просадить сбережения на BRABUS Bullit. Безответственно, но хоть с ветерком.

Кстати, об ответственности. В Женеве о ней говорили все. Говорили о надежде на лучшее будущее, поминали недобрым словом настоящее, недоумевали по поводу прошлого: «Как это мы, мол, допустили?!». А так и допустили. Позволили себе быть беззаботными и безответственными, будучи уверенными в том, что на самом деле мы внутренне свободны и жизнерадостны. В результате в 70-х мы разъезжали на своих «хипповых» светло желтых в цветочек «Жучках», думая, что спасаем мир, а на самом деле с каждым поворотом ключа, отрыгивая в атмосферу почти чистый карбон. И все это, разглагольствуя об ответственности. Потом в 80-х, следуя по пятам китобоев или живя неделями на дереве, спасая его от порубки, мы были уверены, что творим благое дело. А наши усилия превратились в моду. В тренд. В гневные записки, засунутые под дворники Джереми Кларксона, выезжающего на «Рэндж Ровере» с семьей на пленер. В голливудскую забаву для тех, кому надоели черные «Таун Кары», кто в пику истэблишменту приобрел Toyota Prius и успокоился. Но вдумайтесь. В Женеве не было ни одного президента компаний, который бы, очутившись на подиуме, не заговорил бы об озоновом слое, парниковом эффекте и карбоновом отпечатке. А ведь тема гораздо многограннее, чем кажется. В первую очередь потому, что мы ленимся собирать информацию и обдумывать ее. Ленились тогда, ленимся и сейчас. Лицемеров хватает по обе стороны баррикад, и именно они сплавляют нам рецепты социальной ответственности владельца автомобиля в современном социуме. И ни один из них не заговорил на салоне о жизненном цикле автомобилей, о том, что, пытаясь продать все больше и больше новых машин, мы катастрофически уменьшаем этот цикл, а это означает бóльшие энергозатраты на производство и последующую утилизацию. Ни один из больших боссов не затронул проблему транспортировки. Аутсорсинг – вещь прибыльная, но по пути из Индии или Китая в Европу транспортное судно исторгнет в атмосферу столько СО2, сколько все автомобили, которые оно перевезло, «выхлопнут» в течение года. Мы, конечно, учимся потихоньку укрощать водород, но пройдет еще лет 20 перед тем, как из массовой выхлопной трубы появятся первые капельки воды. А пока что уравнение выглядит до смешного простым: уменьшить вес, улучшить аэродинамику, отшлифовать трущиеся поверхности и залить высококачественное топливо – вот рецепт, которым воспользовались Ford со своей новой «Фиестой», Fiat с новой «Арией» и Toyota со своей игрушечной IQ, концепт-версию которой мы видели во Франкфурте.

Сколько здесь биоэтаноловых машин, гибридных дизелей, топливно-элементных, автономно-ременных и литиево-ионных концептов – тьма. Кроме всех прочих, GM представила в Женеве пятое поколение своей гибридной концепции, которая, будучи еще одним козырем в пиар-войне за счастливое будущее планеты, существенным прорывом никак не является. Но доказательств того, что тема «маленький да удаленький» прочно завоевывает подиум, я получил достаточно. Похоже, крошечный «фиат Чинквенченто» и не подозревал в 60-х, что становится во главу будущего мейнстрима, который сегодня по праву возглавляют: Fiat 500, Toyota IQ и MINI Cooper.

Но, как выяснилось в Женеве, «маленькую» тему можно развивать до абсолютного идиотизма и клиническим случаем можно считать TATA Nano. Кингу Жилетту понадобилось 20 лет, чтобы убедить мир покупать одноразовые картриджи для бритвы. Похоже, мистер Тата предлагает нам одноразовый автомобиль, который можно будет перевозить в чемодане, а в случае таможенных затруднений просто выбросить. 33-сильная Nano развивает максимальную скорость до 104 км/ч и с предполагаемым ценником в 1700 евро претендует на звание «самой дешевой машины в мире». Думаю, если бы с «Калины» можно было бы снять центральный замок, стеклоподъемники, гидроусилитель, бортовой компьютер и еще много всякой всячины, которую Тата считает лишней, ВАЗовцы под руководством своего нового босса-на-четверть, главы концерна Nissan-Renault Карлоса Гона изрядно надрали бы индусам задницу.

Я лишний раз убедился, что «универсал» – это вызов, с которым дизайнеры сегодня справляются с величайшим трудом. Скорее всего потому, что концепция семейного вагона нисходит ко временам, когда женщина гордилась (во всяком случае, ее так учили) возможностью «вести» семью, делать покупки и принимать у себя дома. Сегодня для тех, в ком семейная жилка еще бьется, придуманы кроссоверы, охватывающие все возможные аспекты современной жизни. Универсалы существуют по инерции, по привычке маркетологов. И именно это загоняет дизайнеров в тупик. Будь то абсолютно новый Honda Accord или абсолютно новый Citroen C5 – прекрасные машины, их рыночное будущее обосновано не необходимостью, не гениальностью инженерии или дизайна, а простой привычкой: как же это, лайнап классических пассажирских автомобилей и вдруг без универсала?! С другой стороны, мы имеем суперкары, которые давно перешагнули 4-секундный рубеж и, по сути, становятся упражнениями чистого дизайна. Для все тех же маркетологов. Конечно, куда легче продавать все новые и новые Koenigsegg, Ferrari и Lamborghini, если в их производстве «использовались формульные технологии, новейшие сплавы и космическая электроника». Ну и что? Lambo Diablo почти 20-летней давности выдает практически те же цифры, что и нынешняя женевская премьера, Gallardo LP560-4. Как хотите, но если вам не улыбается отгребать от копов или выхаркивать где-то у обочины собственный желудок, то быстрее, чем за 3.5-4 секунды в гонке от 0 до 100, вам не нужно. Мораль? Забудьте о своем «статусе», не смешите людей. В богатейших кварталах Нью-Йорка, Парижа или Сан-Франциско, где живут бок о бок старые сонные и новые, вечно копошащиеся деньги, в гаражах стоят «хонды», «тойоты» и «ниссаны». Это после Второй мировой жизнь стала настолько желанной, что прожить ее хотелось в fast lane, с ветерком и свистом в ушах. Тем более что, кроме автомобилей да мотоциклов, особенного экстрима-то и не было, единственным, что оставалось «анлимитед» на дорогах до нефтяного кризиса 1973 года, – это скорость. А сейчас, когда клабинг и ресторанинг представляют из себя гораздо более доступные, дешевые и законные методы схватить порцию адреналина, добротная и экономичная машинка вроде нового Renault Twingo или нового дизельного гибрида Golf TDI – в самый раз. Ой, только не надо делать ручкой и говорить, что, мол, туда, куда я еду, меня сможет доставить только Mercedes GL или новый Х6 от BMW. Доедьте до Драгобрата на чем-нибудь прытком и экономичном, а там местные удальцы на «бобиках» вмиг вознесут вас на самую вершину за 50 гривен и пузырь. И так во всем мире. И не нужно будет трястись над своими полированными боками и прислушиваться к трансмиссии. Что, не убедил? Ладно, тогда ваш «Ландулет» в шестом павильоне.

Автомобили, у которых главное внутри

BRABUS Bullit

На ужас зеленым и на радость… всем остальным ВRABUS «Пуля» в очередной раз показала в Женеве свои черные матовые бока. Битурбированный V-12, 720 сил и 1100 Нм момента на задний привод? И все это в теле С-класса?! Какой позор!

Audi Q7 V12 TDI

Шесть…Восемь…Двенадцать… Есть ли предел для Audi Q7, тем более что концептуально автомобиль не меняется. Начав с 350 сил в 2006-м, немцы аккуратно догнали лошадиную силу до 500 в своем новейшем предложении, но на вопрос «зачем?» так и не ответили.

Ford Fiesta

Несмотря на то, что концепт Verve претерпел довольно серьезные изменения, в целом новая Fiesta осталась практичной, веселой и на редкость прыткой машинкой. К тому же еще и чистой – базовый 1.3-литровый DURATEC исторгает в атмосферу меньше 100 г СО2 на километр. А что новый 113-сильный 1.6-литровый Ti-VCT? Это другая история.

Jaguar XKR-S

Не просто было классифицировать этот автомобиль, поскольку он совершенен как внутри, так и снаружи. Самый возбуждающий из всех «ягуаров» со времен XJ220, новый XKR-S на 20-дюймовых дисках, окрашенный в цвет «ультимат блэк» оснащен заслуженным фордовским 4.8-литровым V8, подтянутым до 416 л. с., 520-ваттное стерео от Bowers and Wilkins, а также максималка в 286 км/ч дополняет впечатление.

Lotus Europa SE

Как бы ни выглядели «лотусы» снаружи, внутри они всегда тесные, неудобные, громкие машины, созданные с одной целью – преодолевать спринт до 100 за 3.5 секунды. Но после презентации Europa S в Женеве в 2006-м у нас появился шанс не отбить себе задницу в процессе. А нынешняя Europa SE – еще более комфортная версия прославленного спорткара. И хотя утяжеленный SE разгоняется до 100 аж за 5.5 секунд, впечатление от этого не портится.

Maserati Gran Turismo S

Когда-то в BMW укололись о неуклюжую коробку SMG для своих уберседанов М5 и М6, но быстро освоили урок: бешеный движок и посредственная трансмиссия долго вместе не живут. Quattroporte пятого поколения, представленная во Франкфурте в 2003-м, имела тот же недостаток: заслуженный 4.7-литровый агрегат и совершенно левая коробка не уживались. Понадобилось четыре года и рекалиброванная трансмиссия ZF, чтобы выйти сухими из воды, зато трудную борьбу венчает обворожительная Maserati GT S.

Mercedes Benz CL550 4MATIC

Пожалуй, по количеству премьер МВ опередил всех. Но как-то все это было вяленько, что-ли… Столько всего, а стенд похож на простой прилавок – никакой торжественности, никаких сердцебиений, никаких новых дизайнов. Перечислю главное: конечно же, новый полноприводный CL и SL63AMG. Еще были новый класс CLC, новые двигатели CGI, подтянутый CLS, сплошная экологическая чистота, сплошная Blue Efficiency…Разбирайтесь сами, если охота.

MINI Cooper S John Cooper Motorworks

Купив в прошлом году бренд JCM и разработав совместно с французами из PSA новый 1.6-литровый двигатель, MINI навсегда оставили позади время, когда за перформансом нужно было обращаться к тюнерам. Новый Cooper JCM прямо с фабрики будет иметь «свободный» выхлоп, легкосплавное литье, более отзывчивую трансмиссию и 208 сил, что на 36 больше рядового варианта. Ну и цена, естественно, возрастет примерно тысяч на семь. Евро!

Toyota Urban Cruiser

Если бы в нынешнем «Крузере» сохранились бы хоть какие-то нотки от концепта 2006 года, эта машина по праву заняла бы место в колонке «главное – снаружи». Этого не произошло. Мы получили очередной «обычный» автомобиль, который призван угождать правительствам, лоббистам и недалеким защитникам окружающей среды, поскольку Urban Cruiser действительно попивает бензинчик крошечными глотками – но и только.

Volkswagen Scirocco

Когда в Берлине в 2006 году Вольфганг Бернгард сорвал вуаль с концепта Iroc, у нас екнуло сердце, ибо купе не сходило с фольксовских конвейеров с тех пор, как Corrado отошло в Лету. Предвкушая продакшн-версию, мы затаили тогда дыхание, но Вальтер да Сильва согнал Мурата Гунака с места шеф-дизайнера VW не без ущерба для Scirocco: автомобиль почти полностью потерял свой агрессивный перед, раздобрел, и теперь задние крылья враскоряку смотрятся ни чем иным, как «проблемными зонами» плейбоя средних лет.

Автомобили, у которых главное снаружи

Alfa Romeo 8C Competizione spider

Уже сытым и довольным поклонникам бабушка Альфа поднесла на тарелочке с голубой каемочкой летний вариант самого красивого в мире автомобиля. Несмотря на то, что начинка нам прекрасно знакома по Ferrari F430, «Альфа» соединила 444-сильный 4.7-литровый V8 с новой сверхбыстрой шестискоростной коробкой. В качестве бонуса – лепестковые переключатели.

Bentley Zagato GTZ

Румяня «астоны» и «феррари», «Загато» набили руку на люксовых марках настолько, что любое их предложение прямо с выставочного стенда считается классикой. Классикой считается гвоздь прошлогодней Женевы – Spyker C8 Zagato, классикой уже считается и нынешняя премьера. Если «Загато» определится с двигателем (по мне, так фольксовский 600-сильный W12 со «спайкера» вполне подойдет и «бентли»), удержу новой GTZ не предвидится.

Citröen C5 Tourer

Попытка, как известно, не пытка. Но не всегда. Тужась изо всех сил, французы попытались впрыснуть пару лишних кубиков адреналина в увядающую концепцию «универсал», установив свое новое предложение на слегка укороченную платформу С6 и позаимствовав перед прекрасного С-Metisse. Удалось?

Ford Focus CoupeCabriolet

Pininfarina не дремлет. Или подремывает? Почивая на лаврах после волшебного рестайлинга нового «Фокуса», итальянцы спросонья сорвали крышу с автомобиля, вызывающего наичернейшую зависть у американцев, которым он не достанется. Что еще? А ничего. Набор двигателей почти тот же.

Ford Kuga

«Куга» значит «пума». Похож ли этот прилизанный после концепта Iosis X кроссовер на хищное кошачье – судить вам. Но факт на лицо: экономичный, симпатичный кроссовер для пяти пассажиров появится на европейских прилавках в июне. Двигатель пока один – 2-литровый 134-сильный дизель. И трансмиссия одна – шестискоростная механика. Но Ford обещает ко дню продажи добавить автомат. Посмотрим.

Lancia Delta

Проделав за 15 лет путь от толстопузой семейной лайбы до подтянутого чистокровного спорткара, классическая Delta от ItalDesign отмерла в 1994-м. Сегодня возрожденная Lancia Delta – это пятидверный хетчбэк с упором на роскошь, а не на спорт. Кто бы возражал – я не стану.

Renault Koleos

Первый СУВ от Renault, хоть и не блещет оригинальностью, но весьма добротен. Концепция «глобального» дизайна от «Рено» уже получила воплощение в Nissan Qashqai в Европе, Nissan Rogue в Америке и Samsung QM5 – в Азии. Видимо поэтому Koleos кажется таким неуловимо узнаваемым. В передке прослеживаются черты нового Clio, а движок так и вовсе корпоративный реновский агрегат: 2-литровый 167-сильный турбодизель.

Tata Nano

Вглядитесь в лицо этого человека и бойтесь его. Господин Тата задался целью наводнить мир такой дешевкой, по сравнению с которой китайская требуха с Шулявки – просто D&G. Почему-то концепция дешевизны автомобиля от господина Тата признана оригинальной, хотя и ежу понятно, что собранный дешевой рабсилой из дешевых комплектующих автомобиль без гидравлики, пневматики и электроники не может стоить дороже ящика стеклянных бус.

Volvo XC60

Volvo ввязался в опасную игру с BMW3 и Infiniti EX за пока еще не слишком раздутый рынок компактных люксовых кроссоверов. Впрочем, задачи шведы определили себе довольно скромные: 50 000 единиц в год, из которых львиная доля уйдет за океан. Зато в Европе останутся дизели: два 5-цилиндровых (163 л.с. и 185 л.с.) и Т6 (281 л.с.). О бензине поговорим ближе к 2009 году.

Toyota IQ

Построенный на проверенной платформе Yaris, этот субкомпакт на 25 см короче Smart ForTwo, при этом, по идее, транспортирует трех пассажиров и багаж – в зависимости от конфигурации. Поскольку деталей касательно двигателя пока нет (ходят слухи об 1-литровом агрегате по технологии start/stop, но Toyota пока молчит), наслаждайтесь экстерьером и ценой – порядка 10 000 евро.

Источник: журнал “EGO” Украина (ego.com.ua)


Есть, что сказать? Оставь свой комментарий: