Пользователи Интернета снимают маски: эпоха анонимности уходит в прошлое

Когда специалисты впервые заговорили о концепции Web 2.0, никто толком не представлял, что же это такое. Многие ожидали от нее прежде всего технической революции, способной кардинально изменить функциональные возможности Интернета. Некоторые из этих ожиданий оправдались. Но главным новаторством, привнесенным в жизнь пользователей Всемирной паутины данным веянием, оказалась особая парадигма личностных и общественных взаимоотношений. На смену всеобщей анонимности в моду вошла девиртуализация.

Люди, погружающиеся в Сеть не первый год, хорошо знакомы с муками выбора оригинального ника — псевдонима, под которым можно общаться в чатах и сетевых конференциях. Такими имязаменителями раньше пользовались практически все, за исключением некоторых белых ворон, предпочитавших порхать по веткам форумов под своими реальными именами и фамилиями. Но желание столь ярко выделяться было отнюдь не у многих, посему большинство предпочитало работать в Интернете инкогнито, прикрывшись часто бессмысленными и однообразными никами.

Помимо психологического комфорта, подаренного возможностью не раскрывать свою личность, анонимность давала иллюзию бесконтрольности и вседозволенности. Иллюзию — потому что каждый компьютер все равно имел свой уникальный идентификатор (IP-адрес), с помощью которого при большом желании можно установить персону владельца.

Тем не менее убежденность в собственной засекреченности открывала некоторым людям невиданные доселе просторы для самореализации. Выступая под псевдонимом, человек мог не только вести себя более раскованно, нежели в реальной, «офлайновой» жизни, но и делать это под множеством разных имен, выдавая себя за различных персонажей. Популярность подобной модели поведения привела к тому, что таких кукольных клонов даже обозначили специальным термином — виртуалы.

Омут тотальной анонимности породил даже пласт так называемых интернет-боксеров — любителей яростно ссориться с другими пользователями, неизменно угрожая им физической расправой. Но когда дело доходит до встречного предложения «пойти выйти», подразумевающего реальную встречу вне Интернета, такие смельчаки обычно растворяются в небытии, через какое-то время возрождаясь как птица Феникс уже на другом форуме, под другим ником, но все с теми же намерениями.

Безусловно, такое положение вещей устраивало отнюдь не всех. Обезличенная толпа тысяч одинаковых псевдонимов, за которыми непонятно кто скрывается, — не самая интересная компания для людей, привыкших отвечать за свои слова и действия, а потому не имеющих потребности прятать свои истинные данные. Вероятно, это было одной из причин, по которой завсегдатаи сети ФИДО с неохотой «мигрировали» в более прогрессивное веб-пространство. Ведь в этой некоммерческой компьютерной сети практически все выступали под своими реальными именами, что вместе с жесткой системой модерирования делало ФИДО более высокоуровневой с точки зрения социальной организации системой, нежели Интернет. Впрочем, существует мнение, что именно эта жесткость организационной структуры и ввела данную сеть в «вегетативное» состояние.

Как бы там ни было, но факт остается фактом: общение в международной компьютерной сети без анонимности вполне возможно, что и подтверждает многолетний опыт успешного существования Фидонета. Этот нюанс очень важен для понимания того, что потеря пользовательской анонимности сама по себе не является для Интернета и его пользователей какой-то угрозой. Напротив, если «девиртуализационные» тенденции направить в верное русло, то в результате Сеть может наконец-то превратиться в поистине замечательную социальную систему, очистившись от множества «болячек», генерируемых этой самой анонимностью.

Примечательно, что Интернет уже сделал решительный шаг в эту сторону — с помощью воплощения в жизнь идеи Web 2.0.

Суть пресловутой концепции Web 2.0 вписывается в три слова: контент, создаваемый пользователями. Блоги в «Живом журнале», видеозаписи на YouTube, фотографии во Flickr, файлы на Rapidshare — все это существует благодаря обычным посетителям, которые по крупицам наполняют Интернет своими текстами, снимками, роликами и т.д. Полноценное употребление подобных служб делает анонимность пользователей практически невозможной.

Вероятно, последний гвоздь в крышку гроба устаревшей интернет-парадигмы уверенным движением вколотили социальные сети наподобие Facebook, «Одноклассников» и «В контакте». Конечно, при желании и здесь можно быть анонимным, но такое поведение попросту лишено смысла, поскольку противоречит не только правилам использования служб, но и самой идее социальных сетей.

Столь резкий поворот от анонимности в сторону «девиртуализации» осознали еще не все пользователи даже из числа тех, кто без сомнений пользуется всеми благами эпохи Web 2.0. Многие по-старинке полагают, что Интернет остается укромным местечком, где можно безнаказанно похулиганить или сомнительным образом оторваться без риска для своей офлайновой репутации.

Например, студенты в социальных сетях могут неосмотрительно сквернословить или публично обсуждать своих преподавателей. Забыв, что «в друзьях» у них находятся эти же преподаватели, на глазах у которых студенты никогда не вели бы себя подобным образом. А ведь в социальной сети они точно так же на глазах, просто пока что этого не понимают. То же самое касается и взаимоотношений работодатель (возможно, потенциальный) — работник.

Если первая проблема лежит главным образом в плоскости этики, то вторая касается куда более опасной криминальной сферы. Многие веб-ресурсы поколения Web 2.0, в том числе и социальные сети, подспудно подталкивают пользователей к обмену пиратской продукцией, прежде всего видеозаписями и музыкой. Редко кто удосуживается читать правила использования таких сервисов, в которых вся ответственность за размещаемые файлы без обиняков взваливается на плечи клиентов. Получается, что, признавая подлинность своей учетной записи в социальной сети и в то же время занимаясь с помощью этой сети распространением нелегального контента, человек сознательно идет на правонарушения. Это очевидно? Разумеется! Но мало кто из таких распространителей задумывается о пикантности своего положения.

Третья существенная проблема, порожденная отказом от анонимности, заключается в риске неожиданных и при этом крайне неприятных нарушений приватности. Даже если человеку нечего скрывать или он и вовсе образец для подражания, это еще не означает, что интернет-сообщество не сделает его популярным объектом ожесточенной травли. Выложенный на YouTube невинный видеоролик, в котором вы дома играете на гитаре, с легкой руки очередного провокатора может превратить вас в героя нескончаемого потока пародий и издевательств. Причем попав под раздачу, вы вряд ли сможете когда-нибудь окончательно отмыться от позора, ведь напоминания о нем будут храниться в Интернете неограниченное время.

«Девиртуализация» посетителей Интернета — сложный многоплановый процесс, требующий изменений как в самой системе, так и в головах ее пользователей. Последним для адаптации к новым условиям приходится проходить процедуру «ментальной трансформации», состоящую в осознанном переходе от анонимности к использованию своих реальных имени, фамилии, фотографии и т.д. Осознанном — значит с четким пониманием всех рисков и ответственности.

Пройти этот процесс до конца решаются далеко не все. А у некоторых прошедших со временем наблюдаются рецидивы: пожив какой-то период открыто, они, не выдерживая испытания риском нарушения приватности, удаляют за собою оставленные ранее следы, которые могут указывать на их подлинную личность, возвращаясь к анонимному режиму взаимодействия с Сетью.

Но быть анонимом в современном Интернете ой как нелегко! Помимо отрезанности от новейших тенденций развития Всемирной паутины, такое поведение создает также проблемы во взаимодействии с теми, кто уже перешел на ту сторону баррикад.

Глобальная сеть столь сильно изменилась за последние годы, что игнорировать системную сущность этих изменений попросту невозможно. Теперь вопрос лишь в том, как быстро и насколько качественно общество перестроится с учетом новых реалий своей виртуальной интернет-жизни.

Автор: Валерий Аксак

Источник: Зеркало Недели


Есть, что сказать? Оставь свой комментарий: