Новый способ борьбы с «несогласными»: неизвестные в штатском, представляясь милиционерами, бьют и задерживают протестующих. Кто они? Тактическое противостояние между уличной оппозицией и органами правопорядка очень напоминает казаки-разбойники для взрослых. Только правила меняются постоянно и без предупреждения.
Нацболы, например, в последнее время предпочитают точно оговорить место проведения акции, затрачивая много сил на конспирацию, и стекаются к точке сбора мелкими группами — тактика просачивания. Анархисты первыми ввели в практику неожиданную смену места проведения акции — за час или меньше до ее начала, а также встречи с единомышленниками не на улице, где к тому времени уже полно ОМОНа, а в метро. Ставка на дезориентацию противника.
Сотрудники правоохранительных органов пытаются угнаться за стремительно меняющейся обстановкой. Автобусы с ОМОНом в засаде, рядом с местом проведения митингов — уже вчерашний день, поскольку мобильные разведгруппы нацболов, антифа или анархистов, которые выдвигаются к предполагаемому месту проведения мероприятия заблаговременно, их засекают и моментально передают товарищам координаты вооруженных оппонентов при помощи SMS.
В милицейскую моду вошли превентивные аресты под разными вымышленными предлогами и «профилактические беседы» с активистами за день-два до акции. Но поднимался шум в прессе. Эффективнее оказалась практика задержания на выходах из метро (опробована в прошлом году), однако есть в том и свои минусы — гребут всех, кто примерно подходит под милицейские представления о политических неформалах. Случаются скандалы.
В последнее время сотрудники правоохранительных органов преуспели в своеобразном ноу-хау: на митингах, пикетах и акциях, которые проводятся в Москве, стали появляться неизвестные люди в штатском. Ведут себя по-разному: то индифферентно, то агрессивно. Нашим корреспондентам уже жаловались на весьма жесткие задержания с последующим доставлением в автобус ОМОНа со стороны неопознанных в штатском. Если шуметь — они представляются милиционерами, но не подтверждают это никакими документами. Плюсы тактики очевидны: никогда не знаешь заранее, какой мужик из митингующих рядом вдруг заломит тебе руки и защелкнет на них наручники. А во-вторых, никогда не узнаешь, кто это был.
Эмпирическим путем, а также методом включенного наблюдения удалось выяснить задачи этих странных инкогнито на общественных мероприятиях. Первое — внедриться в массу людей и раствориться в ней. Второе — обнаружить лидеров и самых активных демонстрантов. Третье (по необходимости) — их задержать. Третье очень часто сопровождается нанесением телесных повреждений. Последним пострадавшим из публичных персон стал господин Лимонов, который сообщил, что вышеозначенные инкогнито даже позволили себе пинать его ногами.
Задержанных товарищей запихивают в автобусы на общих основаниях, держат там по нескольку часов, а потом отпускают. Иногда доставляют вместе с задержанными ОМОНом в отделения. Там происходит казус: кто задержал — неизвестно, людей в штатском в милиции не знают, и доставленных просто выгоняют на улицу. Возникает вопрос: «Куда идти и на кого жаловаться, если задержали фактически инопланетяне?»
С этим вопросом мы обратились в пресс-службу ГУВД города Москвы. Сотрудник этого подразделения сообщила нам, что в первый раз слышит о таких злодеяниях: «Наши сотрудники так никогда не поступают. Мы всегда представляемся гражданам и составляем соответствующие документы. Есть люди в штатском, но это — дружинники. Они никого не задерживают и ходят с соответствующей повязкой на руке». То есть насколько стало понятно из этих устных комментариев, помощи в идентификации таинственных незнакомцев ждать нам не приходилось: «К сожалению, не могу вам ничего посоветовать или подсказать».
Тогда пришлось предположить, что неизвестных хулиганов или провокаторов, которые прикрываются званием сотрудника милиции, поможет установить само активное народонаселение Москвы. Однако услышав, что «Новая» разместит у себя на сайте фотодосье на людей в штатском, которые проводили задержания на недавних митингах и шествиях, сотрудница пресс-службы заявила, что не может со стопроцентной уверенностью отрицать причастность сотрудников ГУВД к подобным действиям: «Возможно, там есть кто-либо из наших сотрудников, но я не могу вам точно сказать. Ведь вы же понимаете, что существует такое понятие, как оперативная тайна. Есть Закон «О милиции».
Ссылаясь все на тот же Закон «О милиции», адвокат Вадим Прохоров рассказал, что в любом случае — митинг это или нет — сотрудники милиции обязаны представляться по полной программе. «Если человек не представился, пусть даже он в форме сотрудника милиции, то у вас есть все основания считать его злоумышленником. Тем более человек в штатском. А почему бы митингующему не предположить, что это провокатор?» Юрист, в практике которого достаточно большое количество дел по административным правонарушениям, связанным с уличными проявлениями политической активности, высказал свое предположение, к которому присоединяются наши эксперты из числа действующих сотрудников милиции: скорее всего, людьми в штатском являются сотрудники Управления по борьбе с экстремизмом — так называемого Управления «Э». яндекс
«В основном это бывшие сотрудники бывшего УБОПа*, — считает господин Прохоров. — Что же касается задержаний, то в таких случаях надо требовать в отделении милиции акт о задержании, в котором обязаны указать время, место и имя сотрудника, который вас задержал. Также вы должны проконтролировать, были ли вы занесены в книгу задержанных, находящуюся у дежурного по отделению. В суде это принципиально важно».
Среди самих политически активных граждан, имеющих обыкновение выходить на улицы с плакатами и фаерами, однако, бытует легенда, что люди в штатском — переодетые сотрудники ОМОНа.
Мне удалось побеседовать с сотрудником ОМОНа, который не раз участвовал в разгоне несанкционированных митингов и занимался обеспечением безопасности на разрешенных. Он категорически обсмеял эти предположения: «Сотрудники ОМОНа не практикуют такую методику. Мы никого не переодеваем. У нас и так лица не видно, зачем шифроваться? Задержали так задержали. Жестко, если надо, так жестко. Мы для этого и существуем».
Конечно, люди с большим оппозиционным стажем могут предположить, что загадочные личности не в форме принадлежать вовсе не МВД, а более серьезной конторе. Как нам удалось выяснить, действительно на политических акциях бывают разные люди в штатском. Те, которые имеют отношение к ФСБ, никого не задерживают. Чаще всего их можно увидеть с видео- или фотокамерой.
«Еще при Советском Союзе этим занималось Пятое управление Комитета государственной безопасности. Теперь же существует Управление защиты конституционного строя, проще — ЗКС. Еще в конце 90-х — это было забытое всеми управление, но в конце 1999 — начале 2000 года в него влили новую кровь и деньги. По некоторой информации, именно на это управление была возложена ответственность за проведение президентских выборов», — об этом на условиях анонимности «Новой» рассказал бывший сотрудник ФСБ.
Подведем итог. С большой долей уверенности можно предположить, что неизвестные люди в штатском, помогающие ОМОНу справляться с манифестантами, — сотрудники МВД. Скорее всего, принадлежат к недавно созданным подразделениям «Э». Но официальных подтверждений или опровержений на этот счет нам получить не удалось. Соответственно, есть и вероятность того, что эти личности — хулиганы и провокаторы. Потому на всякий случай все-таки публикуем некоторые фотографии.
* Как известно, УБОПы не так давно были расформированы, а их сотрудники перешли в штат криминальной милиции, правда, с той же специализацией. Так, после одного из многочисленных перераспределений функций между силовыми структурами в ведение РУБОПов перешел ряд неформальных политических организаций — прежде всего нацболы. Судя по данным наших экспертов, кураторство это сохранилось и после перехода рубоповцев в новое подчинение
P.S. Если вы или ваши знакомые были задержаны людьми в штатском на митинге или вы стали свидетелем этого, то просим вас сообщить об этом в редакцию «Новой газеты».
Автор: Ростислав Богушевский
Источник: Новая газета
Есть, что сказать? Оставь свой комментарий: