Manu Chao

Музыкант, певец, композитор, поэт, продюсер, антиглобалист, талантище. Список можно продолжать, но нет смысла. Достаточно просто написать – все это о Ману Чао. Юрий Никитинский решил разобрать по винтикам мир Ману Чао, чтобы затем собрать из полученного портрет этого яркого персонажа.

С чем (если хотите, с кем) ассоциируется Ману Чао? С Ману же Чао и ассоциируется. Это лет 20 назад можно было еще говорить об ассоциациях, когда играл он и пел в группе Mano Negra. Сейчас же встретить человека, не знающего, о каком Ману идет речь, практически невозможно.

В году так 92-м я мог легко и непринужденно бравировать тем, что слушаю французскую группу Mano Negra. И мало кто понимал, о чем я говорю, благо, друзей-музыкантов у меня было тогда не так уж и много. А в спальном районе Троещина удивить музыкальными познаниями, чуть шире программы радио «Проминь», труда не составляло и без французской музыки. А когда сталкивался с такими же меломанами, как я, приятно было добавить к Mano Negra еще и Les Negresses Vertes, Noir Desir и Les Rita Mitsouko, которых я любил даже больше.

Время было хорошее, свежую музыку нужно было раскапывать через друзей и знакомых, альбомы слушались по году, а не по два дня, как сейчас. И когда в середине 90-х Mano Negra куда-то пропали, лично я поначалу даже не придал этому особого значения, решив, что парни пишут очередной альбом дольше обычного. К тому же со всей любимой музыкой из Франции стало происходить черт знает что: умер основатель Les Negresses Vertes, сел в тюрьму за убийство подружки лидер Noir Desir. Les Rita Mitsouko и раньше особой плодовитостью не отличались, эксцентричные Les VRP, с которыми «ВВ» записали песенку Bartek и сняли на нее клип, а потом завезли его в Украину, оказались далеко не долгожителями. И так далее. Кстати, Скрипка в свои тогда не частые приезды в Украину говорил в интервью о том, что «ВВ» поиграли со многими достаточно известными музыкантами мира, в том числе и с Mano Negra.

Не одной французской музыкой жив меломан, так что затишье было чем заполнить. И я заполнял. Но вот как-то раз, в 98 или 99-м, Ваня Москаленко (dj Derbastler) ставит мне альбом каких-то «Ману Чао», которые круче даже Mano Negra. Запись передал из Америки Жека Николаев, одноклассник и друг Вани, играющий в своих Штатах панк-рок в неизвестной группе, чуть позже всплывший как Евгений Гудзь, лидер Gogol Bordello.

Музыка мне понравилась тогда очень, и я пошел во Французский культурный центр, записался, получил абонемент и стал докапываться. Не нашел таких. Тогда дал задание своей девушке найти про «Ману Чао» что-нибудь в интернете. Нашла. Оказалось, что это не группа, а бывший лидер Mano Negra, которого зовут Ману Чао. Довольно скоро и записи его нарыл: на удивление, пираты очень быстро разобрались в тенденциях. В отличие от слушателей, диск Clandestino пролежал в магазинчике на Пушкинской около полугода – мало кто знал, что это за исполнитель такой.

А потом вдруг начался бум. Даже девушка моего друга-бандита как-то спросила: «А есть у тебя песня, вот эта прикольная про Кинга-бонго»? Я ответил, что есть целый альбом, и загрустил. Мне тогда показалось, что если Ману Чао достиг такой уж всенародной популярности, то на нем, как музыканте, можно ставить крест. Как бы не так! Вышел второй альбом Proxima Estacion: Esperanza, и кратковременная истерия плавно перетекла во вневременную популярность.

Мне с детства нравились приключенческие книги, вестерны, путешествия. Если абстрагироваться от современности и музыки, то Чао – типичный жюльверновский герой. Одержимый какой-то своей идеей, он легко снимается с места и отправляется на поиски собственного Грааля или что он там себе еще придумает.
” В турах по Латинской Америке Ману Чао играл и на концертных площадках, и на улице, находя общий язык и с партизанами, и с властями ”

Еще во времена Mano Negra он дважды отправлялся вместе с группой в туры по Латинской Америке, играя как на концертных площадках, так и на улице, находя общий язык и с партизанами, и с официальными представителями власти той или иной страны.

То же самое происходит и сегодня. Ману путешествует по всему миру, возит с собой портативную студию, озабочен идеей антиглобализма. Немного наивный романтик, не утративший веру в человечество (прости меня, Господи, за такие формулировочки). Он берет с миру по нитке, в его музыке намешано столько стилей, что впору говорить о новоиспеченном стиле Ману Чао. Он говорит, что написал очень много песен, но за десять лет в студии записал только три альбома. Дразнится. Поет на нескольких языках. Я до сих пор могу пропеть с ним первые пару слов из песенки арабских времен все той же Mano Negra: «айни, айни хби, би, айни, хби, би, айни…» Очень заводная вещь была, думаю, что о любви. Хотя, может быть, и о страданиях простого народа.

Ману неутомимый разведчик и скромный учитель. Он оказал влияние на такое количество музыкантов по всему миру, что можно было бы целый каталог составить или карту особых зон его влияния. Благодаря Чао и я расширил свой музыкальный кругозор, шаг за шагом узнавая его друзей, последователей и подопечных. Лично мне приятно было докопаться до его музыкальных корней, ведь одно из сильнейших влияний, помимо французского шансона и традиционной алжирской музыки, на Ману оказала Ямайка. Я не говорю о его песне Mr.Bobby, посвященной Бобу Марли, хотя и она хороша. Речь о более глобальном влиянии. Чуть подробней об этом и круге общения Чао – ниже.

Саунд-система Ману

Для того чтобы лучше представлять себе нынешнего Ману Чао, следует рассмотреть по частям мир, в котором он живет. Начнем с музыки (что, собственно, и есть его мир). То есть с названия. Ключевое словосочетание в нем – Sound System.

Звуковые системы появились на Ямайке в середине прошлого века в бедных кварталах и дали толчок к развитию всех жанров местной музыки. Это были передвижные дискотеки, которые устраивали в частных дворах или на огороженных территориях парков Кингстона. Для того чтобы устроить такую дискотеку, требовалось минимум средств – проигрыватель, звук и пластинки. Билеты были дешевые, а устроители зарабатывали на продаже алкоголя (с тех пор ничего более оригинального так и не придумали, разве что изменился звук и ритмы, да некоторые дельцы алкоголь заменили наркотиками).

В саунд-системах главными действующими лицами были диджеи. Они отвечали за репертуар, от их вкуса и умения выискивать новинки зависела популярность той или иной мобильной дискотеки. Они же первые стали применять практику MC, накладывая на инструментальный трек свои речитативы. Два главных конкурента Клемент «Коксон» Додд и Дюк «Троян» Рид впоследствии организовали собственные лейблы – Studio One и Trojan Records соответственно. Таким образом, саунд-системы выполняли еще и роль продюсерских центров. Позже системы стали включать в себя не только диджея, МС, звукорежиссера и персонал, объединенных одной музыкальной идеей, но и музыкантов, играющих вживую. Каждая мало-мальски известная система имеет собственное название.

Испанец Ману Чао, на музыку которого оказало влияние огромное количество стилей, в том числе и ямайские (ска, регги, даб), естественно, не мог обойти стороной и опыт саунд-систем. Он так же мобилен: «Раньше, чтобы записать альбом, нужно было торчать долгое время в студии, а сейчас все изменилось – у меня всегда под рукой собственная портативная студия, я ношу ее, как чемодан с одеждой». Он выступает не только на концертных площадках, но и просто на улицах и в таких точках планеты, где отродясь не видели заезжих музыкантов.
” У меня всегда под рукой собственная портативная студия, я ношу ее, как чемодан с одеждой ”

Он устанавливает цены на концерты своей Radio Bemba Sound System, доступные малоимущим поклонникам его творчества. Этот момент, кстати, является для Ману принципиальным: «Все люди одинаковы, никто не лучше и не хуже», – говорит он почти на каждой своей пресс-конференции (вспомним о доступности цен на первые саунд-системы Ямайки). Часть его концертов и вовсе проходит бесплатно для слушателей и зрителей.

Что лично я имею в итоге всей этой истории? Стойкую любовь к творчеству гражданина мира, французу испанского происхождения. Несколько соблазнений, начинавшихся с того, что заинтриговывал прекраснейших девушек с помощью музыки его авторства (тут следует отметить, что на Mano Negra они реагировали положительно гораздо реже, чем на сольные альбомы Ману), и имел какой-то успех. Это не хвастовство, а моя благодарность за использование Чао в своих высочайших целях. Другая часть благодарности распространяется на то, что с его помощью я значительно расширил свой кругозор как в музыкальном плане, так и в географическом. Если быть честным до конца, то Ману Чао далеко не единственный человек, путешествующий по миру и оставляющий за собой след. Вряд ли его можно сравнивать с такими глыбами, как, например, Дэвид Бирн или там Рэй Кудер. В итоге-то мы имеем три-четыре аккорда, ничего сложного. Но это именно те аккорды, которые нужны. «Это нога – кого надо нога!» Примерно такой же фразой я себе и объясняю феномен Radio Bemba Sound System и ее предводителя. То есть не объясняю практически никак, просто слушаю.

Продюсирование Ману

Тонино Каротоне (Tonino Carotone)

В 1999 году Ману Чао выступил в роли продюсера испанца Антонио де ла Куэста (Тонино Каротоне), страстно желающего быть итальянцем. Вышедший в свет сингл включал две композиции: Me Cago en el Amor и Caí en la Trampa. Первая вещь позже вошла в дебютный альбом Каротоне Mondo Difficile, вторая была включена в сборник латинского андеграунда Fuerza! С тех пор Тонино, творческими ориентирами для которого являются Ренато Каросоне и ранний Адриано Челентано, неоднократно участвовал в совместных концертах и записях с Ману Чао. Сам Ману отдал дань уважения Челентано, выступив в его телепередаче Francamente me ne infischio – Чао терпеть не может телевидение и появляется на нем крайне редко.

Амаду и Мариам (Amadou&Mariam)

Амаду и Мариам – дуэт, появившийся в Мали в конце 70-х прошлого века. Мариам пела на свадьбах, а Амаду был гитаристом в одной из самых значимых африканских групп Les Ambassadeurs. Познакомившись в 1977 году, они довольно быстро сблизились духовно и физически и спустя три года поженились. Позже они переехали в Кот-д’Ивуар, где основали свою студию, выпускавшую магнитофонные альбомы. Затем опять в Мали, а оттуда в Париж, где на них и обратил внимание Ману Чао. В результате в 2004 году появился на свет альбом Dimanche a Bamako, которому пророчили славу главного африканского альбома со времен Seven Second Юссу Н’Дура. В Африке, возможно, этот диск и почитают, а у нас он знаком только самым рьяным меломанам.

Экли Ди (Akli D)

Экли Делис родился в деревушке на востоке Алжира. Его мать, исполнительница традиционной африканской музыки, оказала свое влияние на музыкальные пристрастия подростка, лет с 16 начавшего смешивать африканские мотивы с блюзом Миссисипи. Естественно, парень слушал в огромном количестве и поп-музыку Америки и Франции. Довольно рано Экли перебрался в Париж, играл на улицах и в переходах метро, где наловчился, кроме фолка, исполнять рок и регги. После Парижа он уехал в Америку, затем некоторое время жил в Ирландии. Вернувшись в конце концов в Париж, он аккомпанировал двум арабским вокалисткам и выступал в составе группы Les Rebeuhs des Bois в кафе, популярном у арабской части населения и выходцев из Северной Африки. В 2001 году выпустил свой первый альбом на небольшом лейбле Next Music. Вот тогда-то он и встретился с Ману Чао, в результате чего появился красивый альбом Ma Yela, спродюсированный Чао.

Соратники Ману

Фермин Мугуруза (Fermin Muguruza)

Один из влиятельнейших испанских музыкантов, точнее баскских, и друг Ману. Основатель культовых групп Kortatu (едва ли не первая группа на территории Испании, начавшая играть ска и ска-панк под баскским флагом в майках с надписью RedSkins и находящаяся под большим влиянием The Specials и The Clash) и Negu Gorriak (забросивших панк, но активнее экспериментировавших со ска, регги и дабом). С конца 90-х выступает сольно. В последнее время в турах его сопровождает коллектив Afro-Basque Fire Brigade в составе 30 человек (испанские рокеры и ямайские перкуссионисты), с которым Фермин пишет новый альбом. С Чао Мугурузу связывают не только дружба и творчество, но и антиглобалистские взгляды.

Рой Пачи (Roy Paci&Aretuska)

Урожденный сицилиец Рой Пачи играет в Radio Bemba Sound System на трубе. Но не ограничивает себя музицированием только у Ману. Рой собрал в Италии собственный коллектив под названием Aretuska и довольно активно с ним гастролирует и записывается. Группа весело и живо мешает латиноамериканские ритмы с ямайскими, устраивает яркие шоу, во время которых не танцует только мертвый. В репертуаре песни на итальянском, испанском и английском языках.

Фидель Надаль (Fidel Nadal)

Регги-исполнитель из Аргентины. Начинал в 1985 году с группы Todos Tus Muertos, смело сочетавшей рагга, панк, хип-хоп и хардкор. Группа объездила весь мир и была довольно популярной. Спустя десять лет Надаль пересмотрел свои взгляды на музыку и собрал собственный коллектив Lumumba, игравший регги на испанском языке. А еще через пять лет Надаль решил начать сольную карьеру. В продюсировании и записи его первого альбома принял участие Рико Родригес, игравший на тромбоне регги и ска с Бобом Марли и The Skatalites. Оказал влияние на Ману Чао и Mano Negra во время их латиноамериканского тура.

Ампараноя (Amparanoia)

Услышав Ампаро Санчес, Ману Чао сказал о ней: «В детстве она проглотила микрофон, поэтому из нее и бьет ключом такой голос». Ману отвалил комплимент девушке по дружбе – ничего такого уж выдающегося в ее голосе нет. Зато есть талант и опыт, полученный в тусовках и путешествиях по миру в компании Чао и его друзей. Барышня популярна в Испании и считается чуть ли не главной рок-дивой страны.

Сержант Гарсия (Sergent Garcia)

Француз испанского происхождения Бруно Гарсиа под именем Sergent Garcia стал выступать с 1996 года. Исполняет смесь регги, сальсы и раггамафин, поет на французском и испанском языках. В первом альбоме Viva El Sargento половина вещей спета вместе с Ману Чао. В альбоме Sin Fronteras одну из песен исполняет вместе с Амаду и Мариам (подопечных Чао). В Украине все альбомы Сержанта были изданы пиратами.

Gogol Bordello

Ну и куда же без вездесущего бывшего киевлянина Евгения Гудзя! Поскольку украинские СМИ в этом году говорили о нем без пауз и передышек, мы ограничимся только сообщением о том, что на официальном сайте Ману Чао появилась целая галерея фотографий, сделанных Гудзем в январе этого года на карнавале в Бразилии. Оба выпивали за Украину и фотографировались в обнимку.

Краткая биография Ману Чао

Manu Chao (José-Manuel Thomas Arthur Chao) родился 21 июня 1961 года в Париже.

Отец Ману, писатель и журналист Рамон Чао, перевез свою семью во Францию, спасаясь от диктатуры Франко.

В начале 80-х Ману Чао вместе со своим кузеном организовывают рокабилли-группу Les Hot Pants (на YouTube можно отыскать клипы и концертные записи этого коллектива). Группа получает локальную известность, но очень скоро перестает удовлетворять творческие амбиции музыкантов и распадается.

В 1986 году Ману, Сантьяго Касариего и Антонио Чао (Тоньё дель Борнео) создают новый коллектив под названием Mano Negra (Черная рука) – так называлась экстремистская организация, прославившаяся своими терактами в Андалузии. Музыканты решают отражать в своем творчестве все культурные явления и стили музыки, окружавшие их и оказывавшие на них влияние. В результате было записано четыре альбома.

Между записью альбомов Mano Negra активно гастролирует. В том числе по странам Латинской Америки, где группа арендовала поезд и ездила на нем даже по территориям, контролируемым разного рода партизанами. Ману вспоминал потом: «На наши концерты приходили люди, обвешанные оружием. Но никто никогда не стрелял». Рамон Чао, катавшийся в этом поезде вместе с музыкантами, впоследствии написал книгу «Поезд огня и льда», где описал все перипетии этого тура.
” На наши концерты приходили люди, обвешанные оружием. Но никто никогда не стрелял ”

Кроме поездки в Латинскую Америку, группа предприняла попытку покорить музыкальный рынок США. И хотя они сопровождали Игги Попа в его турне по стране, а на разогреве у них умудрилась сыграть малоизвестная тогда ска-группа No Doubt, настоящего прорыва так и не получилось.

Параллельно Mano Negra Ману участвует в группе Los Carayos (carajo – сленговое обозначение пениса), игравшей смесь кантри, рокабилли, фолка и блюза.

В 1995 году Ману Чао перевозит группу в Испанию, где она благополучно распадается. Распадается якобы из-за того, что Чао пригласил новых музыкантов из местных. Насколько верна эта версия – большой вопрос. Ману создает новый коллектив под названием Radio Bemba Sound System, в который входят и те, кто играл в Mano Negra, и те, кто примкнул к Чао в Испании.

Источник: журнал “EGO”  Украина (ego.com.ua)


Есть, что сказать? Оставь свой комментарий: