В этом году композитору Горану Бреговичу исполнилось 58 лет. Юрий Никитинский считает это событие достаточным поводом для рассказа о жизни и творчестве веселого и всеми любимого серба. Пользуясь случаем, автор заодно рассказал о части собственной жизни, связанной с музыкой энергичного славянина.
С Бреговичем давно все ясно. Его знает всякий. Это он дал толчок той истерии, которая началась вокруг балканской музыки, и это его музыкой расцвечивали свои фильмы режиссеры всего мира – от Патриса Шеро до Наны Джорджадзе.
Для большей части поклонников Брегович как раз и начался с фильмов. А именно с фильмов Эмира Кустурицы: «Время цыган», «Аризонская мечта» и «Андеграунд». Но статус культового музыканта Горан заслужил гораздо раньше.
Его «Белая пуговица»
Как это бывает со всеми детьми, Горана отдали в музыкальную школу, не особо интересуясь его мнением. Правда, он особенно не сопротивлялся, разве что скрипка не оказалась инструментом его мечты. Впрочем, не долго музыка играла – мальчишку исключили из школы из-за полного отсутствия таланта. В виде утешительного бонуса мама купила парню гитару. Но Горану этого было мало, тяга к прекрасному не ослабевала, и он поступил в школу искусств, где начал играть в своей первой рок-группе. Да и здесь не задержался.
Секса в то время не было только в СССР, в остальных странах он, как сказали бы работники партийной номенклатуры, имел место быть. Более того, по мнению мамы Бреговича, в школе искусств царили Содом и Гоморра. Еще при коммунистах будущая звезда world music пострадала из-за гомосексуалистов – мать забрала подростка из школы, опасаясь их дурного влияния на сына.
» Юный гитарист разбил государственную машину, за что был исключен из очередного учебного заведения «
Мужать по-настоящему, а не в компании извращенцев она отправила Горана в автошколу. В ответ на этот суровый шаг хитрый подросток выцыганил у матери разрешение носить длинные волосы, ведь что за рокер в хиппующие 60-е с короткой стрижкой? Смех, да и только. Отрастив волосы, юный гитарист разбил государственную машину немецкого автопрома, за что был исключен из очередного учебного заведения. Возможно, после этого терпение матери лопнуло, и она отправилась в свободное плавание, дальше Бреговичу пришлось жить без нее. Добро пожаловать во взрослую жизнь!
Юный гитарист разбил государственную машину, за что был исключен из очередного учебного заведения
Внезапно лишившись беззаботного юношества, Горан стал набираться жизненного опыта, продавая газет, работая на стройке и играя в ресторанных группах и оркестрах. Для души же по-прежнему оставались любительские рок-группы. В начале 70-х с уходом из бэнда соло-гитариста Брегович вынужден был поменять свою бас-гитару на соло. С этого времени парни уже определились со стилем – хард-рок, менялись лишь названия коллектива, причем так часто, что порой сами музыканты затруднялись назвать последний вариант.
Странное дело – хит «Белая пуговица» практически безымянной группы напевала вся Югославия. Успех песни решил дело. 1 января 1974 года «Белой пуговицей» называлась уже не только суперпопулярная композиция, но и вокально-инструментальный ансамбль, ее исполнявший. Песенка о желании «быть белой пуговицей на ее трусиках» стала гимном югославской молодежи, а Бреговичу с друзьями можно вменить в вину локальную сексуальную революцию.
» Песенка о желании «быть белой пуговицей на ее трусиках» стала гимном югославской молодежи «
Bijelo Dugme оказалась главной группой страны. Каждый их концерт проходил с неизменным аншлагом, пластинки разметали, как горячие пирожки, а Брегович зажил на широкую ногу (угарные вечеринки, оргии, яхты), подтверждая статус рок-иконы.
Нашему человеку, не знакомому с языками братских народов бывшей Югославии, успех «Белой пуговицы» малопонятен, а музыка показалась не особо выдающейся. Хард-рок себе и хард-рок – попытка Led Zeppelin и иже с ними, оригинал все ж таки получше. И люди, из любви к саундтрекам «Андеграунда» и «Аризонской мечты» скупавшие все диски, на которых значилось имя Горана Бреговича, недоуменно вращали глазами, когда из колонок их проигрывателей начинали доноситься не балканские трубы, а какой-то 100 лет как отмерший рочек. Иными словами, если бы мы с вами жили в Югославии, то период «Белой пуговицы» нас бы интересовал живо и старые рокеры смахнули бы над этой частью текста слезу размером с кулак. Но поскольку мы в большинстве своем благополучно слушали другие коллективы и открыли композитора Бреговича благодаря его бывшему другу режиссеру Эмиру Кустурице, то и перейдем к той части истории, более актуальной именно для нас.
Факт, над которым Горан Брегович вряд ли задумывался
Украинские меломаны, проколовшиеся на дисках «Белой пуговицы», были разочарованы снова, когда пираты запустили в продажу посткустурицевские альбомы Горана. Меломанский слух оскорбляло количество композиций, кочующих с диска на диск, будь-то совместные работы с греком Джорджем Даларасом или с польской исполнительницей Кайей.
Его кино и друг Эмир Кустурица
Несмотря на то что широкую популярность у нас Брегович получил после фильмов Кустурицы, в кино Горан был уже далеко не новичок. Впервые в качестве кинокомпозитора он засветился еще в 1976 году в телефильме Бахрудина Сенкича, и дальше писал для кино не то чтобы часто, но регулярно. А в 1984 году впервые предстал в роли актера. Правда, в фильме Pejzazi u magli он сыграл самого себя. Да и спустя два года снова снялся в роли Бреги (так Горана зовут на родине) в фильме о группе «Белая пуговица». Но это мы уже забежали вперед.
В середине 70-х Горан познакомился с Эмиром, который играл в панк-группе, любил музыку так же сильно и только-только начинал снимать кино. Молодые люди пришлись друг другу по душе, в хорошем, конечно, смысле, и стали практически не разлей вода. Они настолько примелькались в тусовке, что, по легенде, в первый раз напились вместе. Что, по меньшей мере, кажется маловероятным, так как случилось это довольно поздно для обоих – трезвенникам не место в рок-н-ролле, либо раньше пили втихаря. А вот что больше соответствует правде, так это то, что в одно и то же время они решили продолжить обучение. Правда, не по одной специальности. Кустурица рванул в Прагу поступать в киношколу, Горан остался на родине получать образование философа и социолога.
Кустурица-то в кино ушел всерьез и, похоже, навсегда, а вот из Бреговича социолога не получилось. Да и какая тут социология, когда его «Белая пуговица» находилась на вершине успеха. Хотя и музыкального образования у Горана тоже не было. В одном из интервью он даже сказал, что хорошо делать все не по правилам, вроде как получается интересней.
В конце 80-х Эмир начинает снимать «Время цыган», а в качестве композитора приглашает старого друга Брегу. Итог совместной работы ошеломительный. В 1989 году фильм получил Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале за лучшую режиссуру и «Золотого жука» от национальной академии Швеции как лучший иностранный фильм (1991).
» Музыкой из «Времени цыган» теперь ежегодно открывается официальная программа Каннского фестиваля «
Когда Кустурица отправляется в Голливуд снимать «Аризонскую мечту», то Брегович едет с ним. Режиссер снимает прекрасный фильм, получивший специальный приз Берлинского кинофестиваля, но провалившийся в прокате, композитор записывает великолепный саундтрек, в котором несколько вещей исполняет сам Игги Поп.
Еще во время войны в Югославии Горан Брегович переезжает на постоянное место жительства в Париж. Так что немудрено, что очередное предложение, оставшееся в памяти меломанов, он и получает во Франции. На этот раз от режиссера Патриса Шеро. Нужно было написать саундтрек для исторической драмы «Королева Марго» с Изабель Аджани и Даниэлем Отеем. Несмотря на то что фильм нахватался каннских премий и «Оскаров», музыке ни одного приза присуждено не было, хотя Горан постарался на славу, и эта работа по праву занимает свое место среди его лучших саундтреков.
В следующем, 1995 году на экраны выходит очередной фильм Кустурицы «Андеграунд». Многие считают его лучшим фильмом режиссера и одним из лучших фильмов 90-х. Не последнюю роль в таком признании сыграла и музыка Бреговича. Более того, саундтрек зажил собственной жизнью.
Спорный факт из жизни Горана Бреговича
Говорят, что Эмир Кустурица в каком-то запале назвал своего уже бывшего друга Горана Бреговича плагиатором. Так это или не так – творцам видней, но некоторые мелодии из саундтрека к «Андеграунду» на пластинках турецких, румынских и сербско-балканских исполнителей приписываются народу. О чем свидетельствует надпись traditional в строке с указанием авторства.
Горан и лирика
Отбросим официальные факты биографии нашего героя (кое-что, конечно, еще припомним, но вскользь и непринужденно) и обратимся к более неформальной истории. Лично я услышал музыку из «Андеграунда» задолго до того, как увидел сам фильм. Не то чтобы для меня это стало откровением, но саундтрек надолго поселился в моем магнитофоне и перекочевал позже в CD-плеер. Помню, как отчаянно отплясывал под «Калашников» и «Месячину» на дне рождения у друзей продюсеров-промоутеров до вмятин в полу, до пота на лбу, до вызова милиции соседями. Вещицы-то действительно зажигательные. А под ту мелодию, которую волшебным своим голосом поет Цесария Эвора (кстати, ее я впервые услышал именно у Бреговича) летней и нежной ночью, я пытался соблазнить девушку. Но усилия мои были тщетны – прекрасное создание заслушалось музыкой (какой-нибудь лаунж поставить не додумался, мне важно было удивить и фоном любовной прелюдии) и даже недовольно фыркнуло, когда мои руки путешествовали по ее телу, пытаясь перейти границы дозволенного. Впрочем, под отдельные композиции из саундтрека «Аризонской мечты» предварительные ласки оказывали более желательный эффект. Так или иначе, под Бреговича кое-что получалось, нужно было только правильно выбирать треки.
Саундтрек к «Королеве Марго» купила моя новая подружка, а диск Bregovic&Kaya мы приобретали вместе. Правда, он так и остался у нее в качестве наследства. Примерно тогда же, году в 2000-ом, а то и раньше, Бреговича стали слушать буквально все. Более продвинутая публика стала копать глубже: должна же быть еще какая-то музыка под Бреговича? Должна. И была. Гораздо более аутентичная. Kocani Orkestar, Taraf de Haidouks, Fanfare Ciocarlia. Вслед за ними последовали осовремененные джипси-панк, этно-рок и т. д., исполнители: Gogol Bordello, Shantel, Zdob si Zdub, Beirut, Balkan Beat Box. И этот список тоже можно продолжать до бесконечности. Кто-то раньше появился, кто-то позже, кто-то более талантлив, кто-то менее, но все по-своему хороши. Кустурица вроде бы обвинил своего бывшего товарища в плагиате и стал снимать фильмы без него. А Брегович так и остался всенародным. Он собрал «Оркестр свадеб и похорон» и продолжает ездить по миру, записывать альбомы и оперы, не снимает видеоклипов, не пишет для кино (последняя работа – саундтрек для несуществующего фильма Karmen With A Happy End), женат на мусульманке (говорил же, что вернемся к фактам биографии). Лично я Karmen купил со словами: «Не, ну что он там мог интересного сделать…» Но купил. Пусть будет. Брегович все-таки.
Факт из жизни автора статьи, о котором Горану Бреговичу ничего не известно
Вот уже несколько лет, как я покончил с экспериментами и в качестве фона к романтическим свиданиям использую старый добрый «изи лиснинг», оставляя музыку Горана Бреговича для других событий, а также индивидуального прослушивания.
Источник: журнал «EGO» Украина (ego.com.ua)
Есть, что сказать? Оставь свой комментарий: