Звезда Адольфа Гитлера, ученица Станиславского

Когда речь заходит о кинодивах Третьего Рейха, многие из нас тут же становятся безапелляционно-непреклонными: «Они служили самому бесчеловечному режиму в истории человечества, поэтому являются его соучастницами!» Но так ли это? Кто-нибудь может вспомнить хотя бы одну актрису, осуждённую Нюрнбергским Трибуналом?

Тогда о каком соучастии может идти речь? К тому же обвинять далёких от политики женщин в том, что они оказались не слишком дальновидны и не сумели «раскусить» Гитлера, по меньшей мере, странно — до 1939 года многие, весьма искушённые политики Европы, буквально рукоплескали Гитлеру. Мол, вывел страну из кризиса! К тому же, большинство актрис UFA так и не почтили NSDAP своим почётным членством.

Согласно другому, не менее стойкому мифу, все более-менее значимые актрисы Третьего Рейха прошли через постель Гитлера и его высокопоставленных соратников (впрочем, в западной «жёлтой» прессе постоянно муссируется вопрос: а чьей же любовницей была Любовь Орлова — Сталина или Берии?) На деле единственным любителем юных кинокрасавиц был Йозеф Геббельс, прославившийся своими похождениями. Подружкой Мартина Бормана долгое время была актриса Манья Беренс, которая, впрочем, не сделала никакой особо значимой карьеры в кино. Ни Марика Рёкк, ни Цара Леандер, ни Лил Даговер, ни Кристина Зёдербаум не были замечены в особых «приятельских» отношениях с главарями Рейха.

Единственное, что не подлежит сомнению — немецкое кино времён Гитлера не породило ни одного шедевра, за исключением документальных лент Лени Рифеншталь и батально-костюмной эпопеи «Великий король» о Фридрихе Великом. Геббельс хотел, чтобы продукция студии UFA соперничала своим размахом с голливудскими образцами и при этом обладала силой и мощью советского агитпропа (министр пропаганды был без ума от Эйзенштейна и считал его фильм «Броненосец «Потёмкин» вершиной киноискусства).

Но время шло, а о Царе Леандер всё равно говорили, что она «играет почти, как Грета Гарбо, а поёт почти как Марлен Дитрих». Это постоянное «почти как» и было главной печалью кинодеятелей студии UFA. Вечно вторые. Так, Марику Рёкк тоже называли «немецкая Элинор Пауэлл».

И только Ольга Чехова не была похожа на однообразно-хорошеньких актрис гитлеровского кинематографа. Она гордо носила звучную, известную во всём мире фамилию, отличалась прекрасным знанием системы Станиславского и даже (как полагают многие) была советской разведчицей.

Ольга Чехова родилась в 1897 году семье инженера Константина Книппера. «Он строит туннели и виадуки, что в России на рубеже веков всё ещё выглядит чем-то необычным», — впоследствии напишет Ольга. Дети семейства Книппер росли в атмосфере всеобщего обожания: самым большим наказанием считалось лишение десерта. Типичное детство дореволюционной Belle Ėpoque — музицирование, игры, книги…

Когда Ольге исполнилось всего шестнадцать лет, её пригласила к себе в Москву родная сестра отца — Ольга Леонардовна Книппер -Чехова. Учёба в студии при Художественном театре завершилась…замужеством. Девушка влюбилась в своего кузена — восходящую «звезду» МХАТа Михаила Чехова. В своих мемуарах Ольга скажет: «Михаил Чехов для меня красивее и пленительнее всех актёров и даже всех мужчин. Я схожу по нему с ума и рисую себе в своих ежедневных и еженощных грёзах, какое это счастье — всегда-всегда быть вместе с ним».

В1916 году у молодых супругов родилась дочь Ада, а ещё через год они развелись… Талантливый актёр, Михаил Чехов, оказался не слишком хорошим супругом: «Дома он капризный сынок с барственными замашками, которые распространяются и на меня… Брак с Мишей оказался фарсом. Как и до женитьбы, после спектаклей он снова приводит домой поклонниц из театра».

Представляете себе? Молоденькая женщина, которой едва исполнилось восемнадцать лет остаётся одна с ребёнком на руках. Что её спасло от разочарования, краха надежд и, прямо скажем, от нищеты? Разумеется, искусство: Ольга продолжает свою учёбу у Станиславского.

Можно только гадать, как сложилась бы карьера Чеховой, если бы не революционные события 1917 года. Родители Ольги, забрав с собой внучку Адочку, бежали из Петрограда в Сибирь, под защиту адмирала Колчака. Ольга же с трудом зарабатывала на кусок хлеба игрой на подмостках разъездного театра со смешным названием «Сороконожка». Ольга вспоминала: «Разумеется, мы чаще всего голодны; но мы не так страдаем от этого, как большинство людей. Наши идеалы помогают нам преодолевать многое».

После разгрома Колчака родители вернулись вместе с Адочкой в Москву, причём Константин Книппер, как специалист по строительству мостов и виадуков сразу же получил одобрение со стороны большевиков. Кроме того, семья Чеховых оказывается в фаворе у Луначарского — меценатствующий нарком выдаёт Ольге разрешение на полуторамесячную поездку в Германию.

Возвращаться на Родину молодая Чехова и не думала. Хотя Берлин времён Веймарской Республики и нельзя было назвать уютным, сытным местечком, всё же ленинская «совдепия» была менее всего похожа на ту Россию, которую любила Ольга.

Берлин «золотых двадцатых» — это нищета вперемешку с роскошью, свобода — с беззаконием, а искромётные танцы — с голодными обмороками. По площадям и улицам маршировали «коричневые» колонны штурмовиков; путь им преграждали угрюмые «красные» колонны. Поистине, город контрастов.

Первое время актриса перебивалась случайными заработками. Но однажды в её жизни произошло событие, круто изменившее всю последующую жизнь и карьеру. «Однажды подруга берёт меня в гости к знакомым. Они в свою очередь приглашают меня на маленькую вечеринку, на которой должны присутствовать кинематографисты. О кинематографистах я не имею представления; в России я играла лишь в театре… Я встречаюсь с людьми из мира кино, в том числе с Эрихом Поммером, выдающимся кинопродюсером Германии».

Итак, Судьба дала Ольге шанс — почему бы нет? Дебют Ольги оказался удачным: за последующие десять лет она снялась в более чем сорока лентах, став к началу 1930-х годов общепризнанной кинозвездой. Так, был невероятно популярен её фильм «Любовь на ринге», где Чехова сыграла роль коварной соблазнительницы. В роли её «жертвы» снялся молодой чемпион по боксу Макс Шмелинг…

Кстати, по иронии судьбы Михаил Чехов также оказался в Берлине. Мало того, Ольга оказала ему поддержку — она познакомила своего бывшего супруга с кино-деятелями студии UFA.

К моменту прихода национал-социалистов к власти Ольга Чехова была уже одной из самых востребованных актрис Германии. В своих воспоминаниях она даже не упоминает момент воцарения Гитлера — до этого ли ей? У Чеховой — свои заботы: дочь Ада решила выйти замуж за оператора Франца Ваймара: «Аде шестнадцать с половиной. Мне тогда, в России, тоже было шестнадцать. Я пытаюсь остаться невозмутимой».

Да. Красивая, избалованная актриса далека от политики, но ей льстит быть в центре внимания новой элиты. Считается, что Гитлера пленил образ графини Марианны, созданный Ольгой в фильме «Лейтенский хорал» о Фридрихе Великом, главном кумире нацистов. Так, фрау Чехова стала завсегдатаем едва ли не всех правительственных приемов и неофициальных мероприятий, типа мистерий в духе Галантного Века, которые так любили устраивать в Третьем Рейхе. Вот описание одного из таких мероприятий: «Прием в Шарлоттенбургском дворце был дан Герингом… В прусском старинном дворце комнаты были освещены свечами в старых люстрах, все присутствующие были в костюмах времен Фридриха Великого. После ужина я сидела с королевской парой в саду — говорили о моих фильмах, гастролях и о Московском Художественном театре…»

Ольга Чехова с удивительным изяществом носит исторический костюм — воспитанная на классике, она умеет перевоплощаться в светских красавиц ушедших времён. Так, интересна её работа в фильме «Фаворит императрицы». Ольга сыграла в нём русскую владычицу Елизавету Петровну — своенравную, любвеобильную и кокетливую. Кстати, в этой картине была занята и её дочь Адочка, к тому времени — фрау Ваймар. (Кинокарьера Ады Чеховой не сложилась — она сыграла всего несколько «проходных» ролей в костюмных лентах, типа «Помпадур» или «Кларисса»).

В 1936 году Ольге Чеховой присвоили звание — Государственная актриса. Это был почётный титул, возвышавший питомицу Станиславского над всеми остальными «комедиантками» Рейха.

В том же 1936 году Ольга Чехова решила выйти замуж за бельгийского миллионера Марселя Робинса. Поначалу всё было чудесно — щедрые подарки, светские рауты, обожание и поклонение. Но потом выяснилось, что Робинс, как и Михаил Чехов в своё время, вовсе не намерен хранить верность своей супруге.

Меж тем, если проанализировать фильмографию госпожи Чеховой, то можно убедиться — никакие личные драмы не мешали ей активно сниматься в кино.

С началом войны фильмов становится меньше, но это не означает, что кинозвезда перестаёт быть востребованной. Впоследствии она напишет: «Ситуация просто непостижимая: в то время как первые убитые чествуются как герои и человеческие страдания по обе стороны заглушаются победными фанфарами «блицкрига против Польши», я играю единственную оставшуюся в живых «шестую» в искрометной комедии «Шестая жена» с Виллом Домом в роли Генриха VIII».

Во время войны Чехова заводит роман с лётчиком-истребителем Йепом, однако, и эта любовь не приносит ей счастья: Йеп погибает в бою.

Существует устойчивая легенда, согласно которой Ольга Чехова все эти годы была сотрудницей НКВД. Так ли это? Сказать сложно. Во всяком случае, после войны актриса была всё так же задействована в театре, снималась в кино.

В шестидесятилетнем возрасте фрау Чехова начинает новую жизнь — она открывает косметический салон и становится главой фирмы «Olga Tschechowa Kosmetik Gesellschaft». Пожилая, но всё ещё бодрая и подтянутая актриса была уверена: «Юность нельзя вернуть ни операцией, ни тем более купить. Сохранить молодость в первую очередь можно, борясь против внутреннего и внешнего изнашивания организма. Леность, медлительность — враг молодости, как внешней, так и внутренней».

Она умерла в возрасте 83 лет. В её жизни было всё — слава, богатство, поклонение толпы, обожание вождей. Но было ли в её жизни простое женское счастье? О, вряд ли… Знаете, какой фразой закончила свои мемуары эта неординарная дама? «Дом затихает. День подходит к концу. Еще один день из череды многих…»

Автор: Зина Корзина

Источник: Леди@Mail.Ru


Обсуждение:

Марина:

Не понимаю, на каком основании можно осуждать актрис того времени больше, чем простых людей. Все они жили при этом режиме, но почему-то никого из них не побивают камнями. Что общего с пропагандой гитлеровского режима и актрисой, играющую героиню минувших столетий? Никто же не обвиняет Орлову в том, она ратовала за сталинские репрессии только потому, что в то тяжелое время она снималась. Судьба страны неразрывно связана с судьбой каждого человека. Вот только основное отличие в том, что женщины живут в первую очередь интересами маленького мира — своей семьи, а дела большого мира служат им фоном.

Есть, что сказать? Оставь свой комментарий: